Как получить прибыль? Как попасть в торговую сеть? Как победить конкуренцию? Как избежать убытков? Эти и многие другие вопросы всегда волнуют предпринимателей.
Суть всех этих вопросов вполне понятна. Зачастую настает день, когда из-за высокой конкуренции может снизиться доход, появляется риск потери бизнеса. Бывает и иначе. Предприятие или компания может вырасти за свои пределы. Возникает необходимость в поиске новых путей развития. Один из них — расширение ассортимента продукции.
Расширяем ассортимент
Валерия Чванова, директор департамента управления продаж ГК «СОЮЗСНАБ» уже более 20 лет работает в пищевой индустрии и делится своим опытом, касающимся развития новых направлений в бизнесе. Она отмечает, что немало предпринимателей боятся пробовать что-то новое, выходить на другой рынок. Такие люди обычно даже представить себе не могут, что производители мясных деликатесов могут начать выпускать молочные изделия. Но опыт показывает, что «тот, кто рискует, тот и пьет шампанское». Риск диверсификации часто оправдан.
Конечно, возникает масса вопросов, которые необходимо продумать, оценить ситуацию на рынке, свои юридические и финансовые возможности, человеческий фактор. В общем, взвесить все за и против. Немаловажным фактором успеха, считает Валерия, становится и удачно подобранное время. У производителя должно быть соответствующее оборудование, которое поможет запустить новую линейку, а также материальные ресурсы.
Оборудование — отдельная статья расходов, причем очень дорогостоящая. Смысл в покупке нового оборудования есть, если диверсификацией занялась крупная компания, которая поставляет продукцию на всю страну. Если же это новое, небольшое предприятие, то оборудование можно взять в аренду либо закупить недорогие китайские аналоги. Здесь все индивидуально.
Вполне вероятен и другой расклад событий. К примеру, у производителя падают продажи, в итоге оборудование простаивает. Но и это не повод продажи компании. Валерия приводит такой опыт из своей работы:
«Один из производителей варено-копченых деликатесов решил вывести на рынок линейку кондитерской продукции. Он обратился за технологической помощью по оборудованию. Наши специалисты в итоге выяснили, что одна из его производственных линий не полностью используется, а лишь частично. Тогда мы пришли к выводу, что производителю не стоит торопиться с покупкой нового оборудования, а можно попробовать создать такую рецептуру кондитерского мучного изделия, которое можно выпустить на старом.
Клиент попробовал себя в новом направлении, но риски были минимальны. В любой момент он мог вернуться в мясную отрасль. Результат превзошел все ожидания. У предприятия появилось новое кондитерское направление и дополнительный доход. При этом, совершенно не нужно было закупать новое оборудование и нанимать специалистов».
Получается, что производителю выгодно изучить все варианты и возможности, придумать рецептуру новых продуктов. Производственная линия не должна простаивать, а получаемый продукт должен продаваться.
Кто запустит новую линию производства?
Нередко производители боятся осваивать новую отрасль, так как считают это затратным делом, которое нескоро может окупиться. Конечно, собственные технологи и специалисты или менеджеры со стороны — это дорого. Если обучать свой персонал, то вы наверняка оторвете его от основного производства. Причем, нет гарантии в том, что они успешно запустят новую линию. Нанять топ-менеджеров — дорогое удовольствие, и не всегда качественное. Гораздо выгоднее отдать какие-то задачи на удаленное решение либо обратиться за помощью и консультациями к поставщикам сырья. Например, ГК «СОЮЗСНАБ» занимается консультацией и консалтингом клиентов. Холдингу выгодно, чтобы предприятия, которые являются его клиентами, росли.
Менеджеры группы компаний «СОЮЗСНАБ» помогают клиентам вникнуть в специфику нужного направления рынка и отрабатывают новый продукт от начальных стадий до магазинной полки.
ГК «СОЮЗСНАБ» располагает собственным штатом технологов и разработчиков. Специалисты могут под заказ подобрать состав необходимых компонентов и придумать рецептуры готовых продуктов. В таком случае нет необходимости искать и закупать ингредиенты у разных поставщиков, в особенности зарубежных, которые стоят в несколько раз дороже. Все это можно сделать, сотрудничая с одним предприятием. Запуск новой линии может составить не более 6 месяцев.
Выход на новые регионы и страны
Предлагаем еще один вариант выхода бизнеса из кризисной ситуации — выход на новые регионы и страны. Но здесь есть очень тонкий нюанс. Одна и та же рецептура изделия не может пользоваться спросом в разных частях света. Казалось бы, даже самые продаваемые продукты-хиты (например, масло или хлеб) производители дорабатывают. На севере предпочитают более питательную пищу, на юге любят острое и пряности. В США любят хлопья, во Франции круассаны. Мучные кондитерские изделия для европейцев слишком сладкие, а вот молочные продукты наоборот кислые, приходится добавлять в них сахар.
Создаем новый продукт
Есть продукты, которые стали настоящими бестселлерами. Они пользуются спросом практически всегда. В таком сегменте всегда наблюдается повышенная конкуренция. Здесь важно не потерять уже имеющуюся аудиторию. Валерия Чванова приводит такой пример:
«Пряники — любимый продукт россиян, который реализуется по довольно демократичной цене. Ингредиенты в пряниках также простые и бюджетные. В нашу компанию обратился один крупный предприниматель. У него был четкий заказ — добавить в пряники такой сравнительно дорогой компонент, как натуральное тертое какое. Являясь производителем полного цикла переработки какао бобов, группа компаний «СОЮЗСНАБ» смогла обеспечить клиенту поставки какао тертого высшего качества по оптимальной цене. В результате, получились невероятно вкусные шоколадные пряники, которые очень полюбили потребители. Клиент же, сменив ингредиент, получил прибыль.
Здесь может быть только один вывод. В любых, даже самых жестких условиях конкуренции рынка можно придумать такой продукт, который станет настоящим хитом.
Нужно только желание идти вперед, экспериментировать, прислушиваться к своим потребителям, и, конечно, надежный партнер, который готов и имеет все научные и технологические возможности поддержать производителя на этом пути.