Сотрудники группы «СОЮЗСНАБ» провели опрос среди производителей пищевой промышленности. Основная цель — выяснить, какие темы мирового рынка в период пандемии интересны предприятиям. По результатам опроса стало понятно, что производителей волнуют новинки продуктов питания, «чистая этикетка» и решения категории «здоровое питание» (рисунок 1). Только 10% опрошенных интересовались снижением себестоимости продукции. Это закономерно, ведь кризис рано или поздно закончится, и успешными будут только те, кто ориентируется на долгосрочную перспективу и реальные потребности населения.
Рисунок 1. Результаты опроса производителей продуктов питания относительно наиболее интересных для бизнеса тем
Выборка получилась большой. В опросе приняло участие более 4000 предприятий всех отраслей пищевой промышленности — это больше половины клиентской базы группы компаний «СОЮЗСНАБ». Все они переживают кризис по-разному. Накрывшая мир пандемия стала новым опытом для бизнеса, в том числе и пищевого, который пострадал несоизмеримо меньше сферы услуг, но все же испытал на себе последствия введенных ограничительных мер. Люди стали экономнее относиться к расходам, и несмотря на то, что питание остается основной статьей затрат, потребительская корзина претерпела изменения.
По результатам исследований компании Nielsen с 1 по 8 марта (по отношению к аналогичному периоду 2019 г.) выросли продажи следующих товаров: почти на 30% круп, на 40% замороженных полуфабрикатов, на 20% макаронных изделий. Пошли вверх продажи в интернет-магазинах — тех же макаронных изделий на 200%, продукты быстрого приготовления стали более востребованными на 150%, чай — на 102%. Таким образом, темпы роста рынка онлайн-торговли продуктами питания выросли на 50%. Но при этом продажи определенных категорий продуктов снизились. Спад наблюдается в сегменте бакалеи и охлажденного мяса, рыбы и некоторых других категорий.Предприятия среагировали быстро. Кто-то временно приостановил производство, кто-то снизил объемы, те самые 10% внедрили решения по снижению себестоимости продукции.
Аналитики считают, что продажи товаров FMCG в краткосрочной перспективе будут расти: россияне сократили посещение кафе и ресторанов, отменили поездки зарубеж. Эксперты уверены, что в долгосрочной перспективе кризис приведет к изменению потребительского поведения, переосмыслению мотивов выбора продуктов питания. В связи с чем советуют производителям обратить особое внимание на коммуникации с покупателями: сделать акцент на особенностях, связанных с полезными свойствами продукции. Кроме того, в период пандемии повышается конкурентоспособность отечественных производителей, так как наша продукция, по мнению потребителей, безопаснее импортной. Каждый пятый опрошенный сказал, что стал обращать больше внимания на страну-производитель товара.
Группа компаний «СОЮЗСНАБ», предлагая производителям, в том числе, решения по снижению себестоимости продукции, большей частью работает на перспективу. Приоритетным является расширение ассортимента ингредиентов, позволяющих производить продукты питания с чистой этикеткой, таких как натуральные консерванты, защитные культуры, маринады и стабилизаторы «без Е», натуральные сухие молочные продукты и пр. Разрабатываются решения в категории здорового, диетического и веганского питания: глазури без сахара, основы для производства растительных молочных продуктов и веганского мороженого. Внедряются рецептуры новых для российского, но признанных на мировом рынке продуктов, например, кисломолочных, таких как ирландский скир, баттермилк, якульт.
С тем, что будущее за наукоемкой продукцией, согласны и эксперты аграрного комитета Госдумы. В этом году по всем отраслям АПК наблюдается рост. Но акцент Россия должна делать не на сельскохозяйственном сырье, а на его производных с более добавленной стоимостью — а здесь уже слово за производителями пищевой отрасли.Инновации — это валюта современного мира, ставка на которую в кризис — выверенное решение, подтвержденное аналитикой, позволяющее преодолеть временные трудности и успешно развиваться в условиях конкурентного рынка.