Сеть кафе Prime, принадлежащая Аркадию Новикову, начинает продажу рационов. Об этом сообщает Коммерсант, ссылаясь на представителя компании. Такое решение позволит задействовать новые каналы дистрибуции и загрузить мощности, которые простаивают в результате снижения спроса из-за пандемии. Эксперты относятся к этому неоднозначно: рост до 70% в сегменте за год не гарантирует того, что новый представитель на рынке сможет выдержать конкуренцию с уже действующими компаниями.
По словам представителя, с наступлением зимы в ассортименте появятся два вида рационов калорийностью 1200 и 1500. Набор будет состоять из рыбных и овощных блюд, супов и других позиций. Предполагается, что рацион на один день обойдется потребителям приблизительно в тысячу рублей.
Особенностью нового проекта станет сокращение издержек на логистику, поскольку на старте основной упор будет сделан на самовывоз. Забирать заказ потребители будут из кофеен сети. Вопрос доставки рационов домой клиентам пока обсуждается. Для реализации проекта потребуется инвестировать порядка двадцати миллионов рублей. Средства пойдут на приобретение необходимой техники, создание меню и упаковки. Возможно, в дальнейшем сеть перейдет на продажу блюд по подписке.
Отраслевые эксперты отмечают, что у компаний, предлагающих готовые рационы, серьезные проблемы связаны именно с логистикой. Именно это звено может сделать убыточным весь бизнес. Михаил Бурмистров, генеральный директор «Infoline-Аналитики», отмечает, что сохранить рентабельность подобные сервисы могут, организовывая доставку рационов один раз в несколько дней. Главная задача подобных компаний — грамотно выстраивать маркетинг и продвижение. Вторая по значимости цель — производство и возможность регулировать меню в соответствии с потребностями клиентов. Артур Зеленый, основатель Performance Group, подтверждает этот тезис, дополнительно акцентируя внимание на необходимости вложений в региональную экспансию. Сейчас пандемия ускоряет темпы роста отечественного рынка готовых рационов. При этом он и без этого каждый год прирастал на 50-70%. По информации Infoline, в этом году оборот данного сегмента в России составит двенадцать миллиардов рублей.
По мнению представителя сервиса доставки продуктовых наборов Elementaree, начинание Prime, обусловленное желанием загрузить мощности именно таким образом, неоднозначно. На рынке уже действуют серьезные игроки, у которых на привлечение клиентов ушло немало времени. Prime же не нуждалась в формировании своей аудитории в интернете. К тому же, говоря о ценовой политике, стоит отметить, что Prime предлагает среднюю стоимость рационов, так что преимуществом это точно не станет.
На рынке уже есть представители, чьи начинания в данном направлении не увенчались успехом. Так, ранее «Яндекс» избавился от сервиса доставки рационов «Яндекс.Шеф», известного в том числе под названием «Партия еды». Компания решила развивать это направление на базе «Яндекс.Лавки». Развитие в регионах без локализации производства тоже может стать непростой задачей. Наглядный пример: осенью компания Grow Food, которая является вторым на рынке игроком по величине, приняла решение отказаться от планов регионального развития. Представители компании ранее объясняли это решение высокой ценой рационов, пандемией коронавируса и низкой популярностью замороженных наборов.