Продовольственный рынок имеет ряд непростых ниш. Они могут развиваться во многом благодаря исключительному, особому отношению потребителей. К такой категории относится мясо утки. Приготовить его не так-то просто, что во многом объясняет отсутствие существенной заинтересованности потребителей в этом продукте. Более того, утиное мясо продают по достаточно высокой цене. Далеко не каждый покупатель готов приобрести дорогостоящее мясо, приготовление которого станет настоящим испытанием кулинарного мастерства. Конечно, утка богата витаминами и полезными элементами, но потребителю намного проще приобрести курицу, которая тоже богата белком, однако проста в приготовлении и имеет меньшую стоимость. Возможно, поэтому для многих наших соотечественников утка является деликатесом, который прекрасно подойдет разве что для праздничного стола. В ресторанах утиное мясо очень ценят. Однако пандемия сейчас повлияла на поставки утки — заведения не нуждаются в прежних объемах. Учитывая, что эпидемиологическая обстановка пока не улучшается, вряд ли HoReCa в скором времени вернется к прежним оборотам. Сложившаяся ситуация может стимулировать производителей развивать розничные продажи.
В целом рынок утиного мяса начал активно развиваться в 2014. Тогда было введено продовольственное эмбарго. За три года продажи утиного мяса выросли в 2,6 раза, достигнув почти 45 тысяч тонн. За первые пять месяцев с начала 2018 года доля утиного мяса снизилась с 0,81% до 0,41% в 2019. Это обусловлено уходом значимого производителя «Донстар» из Ростовской области, которому принадлежала доля на рынке в два раза большая, чем у конкурентов. Напомним, это предприятие являлось составной частью агрохолдинга «Евродон». Продукцию реализовывали во всех регионах страны. Когда «Донстар» покинул сети, другие производители, в том числе новые, расширили собственную дистрибьюцию по федеральным округам. Прошло уже достаточно времени, однако никому из них не удалось догнать «Донстар» по объему продаж. Сейчас доля утки на рынке составляет 0,48%. Думается, что изготовители не планировали масштабировать производство настолько. В таблице 1 показано, как распределялись доли между крупными компаниями.
Таблица 1. ТОП-5 производителей утиного мяса по долям рынка, суммарно за январь-май 2018-2020 годов в натуральном выражении, %
Напомним, «Донстар» реализовывал продукцию только в 2018. Остальные производители имели возможность догнать эту компанию по показателям. Однако, если учитывать в таблице и ее, то лидерство будет очевидным. Без «Донстара» доли перераспределились. Так, в этом году лидером по продажам стал «Мясокомбинат «Раменский» из Московской области. Этому предприятию принадлежит 40% рынка, хотя продукция реализуется только в центральной России. В сети компания поставляет шесть позиций, что является самым высоким показателем. Обратите внимание на таблицу 2. Второе место занимает ТК «Митвилль» из Краснодара с долей 15%, а третье с 14% отдано компании «Фермерское хозяйство «Рамаевское» из Татарстана. Если не учитывать перераспределение спроса, то можно отметить рост — предприятия постепенно адаптировались к изменениям на рынке и теперь масштабируются. Однако до прежнего лидера все еще далеко. Предполагается, что данная ситуация отражает нехватку утиного мяса в ритейле.
Таблица 2. ТОП-4 производителей утиного мяса по долям рынка в январе-мае 2020 года в натуральном выражении, %
Вскоре мощности «Донстар» арендует ГК «Дамате». Есть мнение, что из-за этого доли на рынке могут снова перераспределиться. Сейчас трудно спрогнозировать, что будет дальше с сегментом HoReCa, потому «Дамате» планирует вкладывать ресурсы в развитие розничной торговли.
Цена утки на рынке
Средняя стоимость утки на рынке сейчас составляет порядка 400 рублей. Таблица 3 демонстрирует динамику цен на мясо. Как видно, с 2018 года стоимость утки выросла практически на 24%.
Таблица 3. Динамика среднегодовых цен на утиное мясо в январе-мае 2018-2020 годов, руб./кг
Для сравнения: индейка продается примерно по той же цене, а вот курица стоит около 200 рублей. Трудно конкурировать при таком различии в стоимости. Однако для утиного мяса цена — не главное. Есть определенный сегмент покупателей, которые стабильно приобретают утку из раза в раз. Это подтверждает уровень продаж мяса во время самоизоляции. Обратите внимание на таблицу 4. Как видно, продажи на 30% в среднем упали в апреле. Тогда россиянам рекомендовали не покидать своих домов, а потому покупатели почти перестали посещать крупные гипермаркеты. Многие и вовсе оставили городскую суету. В мае ситуация все еще была неоднозначной, однако спрос постепенно начал восстанавливаться.
Таблица 4. Доли продаж утиного мяса в сетевой рознице в период самоизоляции
Перспективы развития отрасли
Компания «Донстар» уже давно покинула рынок, но за это время не пришел тот производитель, которой смог бы занять такую же существенную долю. Так, например, «Донстар» обычно продавал порядка 932 тонн мяса с января по май в четырех крупных российских сетях. На сегодняшний день утки продается в два раза меньше — примерно 447. Рынок ощущает дефицит. Думается, увеличить продажи поможет грамотная информационная поддержка. Например, потребителям можно рассказывать о пользе утиного мяса, всячески его популяризируя. Еще одним решением может стать расширение ассортимента. Чем больше на рынке будет интересных предложений, тем выше может стать спрос. Масштабирование производства позволит повысить дистрибьюцию и снизить цены. При более доступной стоимости россияне, вероятно, будут чаще приобретать утиное мясо.
Однако нельзя сказать, что сейчас сегмент не развивается. Скорее наоборот. Интерес к этой продукции сохраняется, на рынок заходят новые компании, а спрос стабилен, хоть стоимость утки достаточно высока. Драйвером роста всей отрасли может послужить возобновление работы производителя «Донстар».