2018-2019 года были не самыми удачными для отечественного рынка колбас и колбасных изделий. По окончанию минувшего года эксперты отметили отрицательную динамику оборота рынка на фоне положительной динамики оборота розничной торговли в общем по стране. Наглядно это продемонстрировано на рисунке 1. При этом в 2017 прирост объема составлял 1,7%. Как видно, положительная динамика в дальнейшем не наблюдалась.
Рисунок 1. Динамика объемов рынка колбасы и колбасных изделий на фоне динамики оборота розничной торговли в 2012-2019 годах, %

В минувшем году объемы производства и импорта стали меньше. Это было вызвано снижением спроса со стороны потребителей на фоне общего роста цен. Из рисунка 2 следует, что в нашей стране объем выпуска колбасных изделий в прошлом году составил 2,4 миллиона тонн (ниже на 0,1%). Было импортировано 22,4 миллиона тонн изделий, что на 35,4% меньше прошлого показателя.
Главным импортером в минувшем году стала Беларусь с долями 97,3 и 94,2% соответственно в натуральном и стоимостном выражении.
Рисунок 2. Динамика объемов рынка колбасных изделий по сегментам в 2012-2019 годах, %

В это же время экспорт продолжает увеличиваться. Его объем в минувшем году составлял 34,1 млн тонн, показатель за год вырос на 4%. При этом больше всего российской продукции экспортировали в Казахстан. На это государство пришлось 71,1 и 78% поставок соответственно в стоимостном и натуральном выражении.
Рынок колбасы и колбасных изделий отличается высокой конкуренцией. При этом в каждом регионе есть свои ключевые игроки, поскольку данная продукция относится к категории скоропортящейся.
Напомним, колбасные изделия традиционно готовят из мяса, шпика, фарша, мясных субпродуктов, которые обрабатывают тем или иным образом. Так, изделия различаются в зависимости от способа приготовления. Например, рынок предлагает вареные, варено-копченые, сырокопченые, полукопченые и сыровяленые колбасы.
При этом большая доля отдана вареным колбасам. В минувшем году на эту категорию пришлось 37% в натуральном выражении. Структура рынка показана на рисунке 3.
Рисунок 3. Структура рынка колбасных изделий по видам в 2019 году в натуральном выражении,%

Отечественный рынок колбас и колбасных изделий имеет ключевую отличительную особенность — он сосредоточен на удовлетворении потребностей российского потребителя российскими производителями. Импортной продукции на рынке практически нет. Об этом говорит и официальная статистика (рисунок 4).
Рисунок 4. Производство, экспорт и импорт колбасы и колбасных изделий в 2019 году, тыс. т

Если рассматривать производство в стране в целом, то можно отметить, что незначителен и экспорт. Практически вся продукция отечественных производителей поставляется на внутренний рынок. На текущий момент экспорт колбас и колбасных изделий в страны СНГ считается одним из наиболее оптимальных положительных факторов для последующего увеличения мощностей производств.
Больше всего продукции на сегодняшний день производят в Центральном федеральном округе. ЦФО принадлежит 44% рынка в натуральном выражении. Это объясняется большим количеством крупных мясоперерабатывающих производств, действующих на территории, а также наличием отличной сырьевой базы. За ЦФО следует Приволжский федеральный округ с долей 21,8%. Далее идут Северо-Западный и Сибирский федеральные округа, которым отдано 9,4 и 9,2% соответственно.
На отечественном рынке практически отсутствуют зарубежные производители. Российским компаниям в прошлом году принадлежало 99,1% рынка. На территории страны действуют около двух тысяч предприятий, выпускающих колбасные изделия. Лидерами рынка по выручке выступают Группа «Черкизово», ОАО «Останкинский мясоперерабатывающий завод», ОАО «Великолукский мясокомбинат» (Великолукский агропромышленный холдинг) и ГК «Таллина».
На данный момент на динамику конъюнктуры отечественного рынка колбасы и колбасных изделий влияет сразу несколько негативных факторов.
- Сокращается потребительский спрос. Это вызвано ухудшением макроэкономических показателей. Так, падают доходы населения, а потому растет спрос на продукты эконом-сегмента.
- Сырье для изготовления продукции дорожает. Речь идет в том числе и о пищевых добавках, которые преимущественно закупают за рубежом. Стоимость этих компонентов зависит от колебания валюты. Так, если ингредиенты дорожают на 55-55%, цена готового продукта растет на 20-25%. Изготовители не могут увеличить стоимость продукции соразмерно росту цен на сырье, поскольку на них оказывают влияние федеральные сети, нуждающиеся в колбасных изделиях эконом-сегмента.
- Фальсифицированной продукции стало больше. Главные проблемы в недостатке белка и использовании компонентов, которые не соответствуют нацстандарту. Производители используют коллагеновый белок, а на этикетке указывают «животный». В некотором смысле так оно и есть, но стоит понимать, что коллагеновый белок получают из сухожилий, шкурок животных и хрящей. В нем нет необходимого объема полезных веществ. Чтобы увеличить массу продукта, вместо сои в состав включают клетчатку из злаков и корнеплодов или другие компоненты.
- Потребительский спрос смещается в иные сегменты. Вышеперечисленные факторы повлияли на предпочтения потребителей. Так, многие покупатели теперь больше интересуются охлажденными полуфабрикатами.
На рынок колбас и колбасных изделий самоизоляция не оказала серьезного негативного влияния, поскольку на данную категорию продукции всегда есть спрос. Теперь он смещается в более экономичный сегмент. Это обусловлено ухудшением макроэкономических показателей. На продукцию сегмента премиум спрос будет отложенный. Предполагается, что в ближайшее время импорт несколько сократится на фоне несущественного роста внутреннего производства и экспорта.