Уже не один год среди отечественных потребителей и любителей безалкогольных напитков в других странах мира квас занимает одно из ведущих мест. Причина его популярности — не только замечательные вкусовые характеристики, но и множество полезных веществ в составе. Благодаря чему насыщенный аминокислотами и витаминами напиток с удовольствием пьют летом, в жару. Именно поэтому в теплое время года популярность этого продукта всегда возрастает. С начала 2018 года лишь за 18 месяцев наша страна экспортировала в другие страны 13,35 млн литров кваса на 4,92 млн долларов (рис. 1)
Если отдельно рассматривать показатели продаж за первые 6 месяцев 2019 года, спрос на продукт незначительно падает. Например, за те же 6 месяцев прошлого года объем продаж кваса составил 4,89 млн литров на 1,89 млн долларов. За первое полугодие 2019 года этот объем снизился до 4,71 млн литров на 1,67 млн долларов. Кроме того, статистика позволяет сделать вывод о снижении цены на этот напиток на международном рынке — в 2019 году этот показатель составляет 0,355 долларов за литр (цена в 2018 году — 0,386 долларов за литр). Июльская цена на квас достигла минимальной отметки 0,327 долларов.
С начала 2018 года охотно покупали российский квас зарубежные партнеры из 41 страны. Но больше всего этого напитка было реализовано в Украину, в которой общий объем закупки за полтора года составил 1,1 млн долларов, то есть 22% всего отечественного экспорта (рис. 2).
Второе место по объему закупок в перечне стран мира заняли Соединенные Штаты, куда было поставлено российского кваса на сумму 0,75 млн долларов (или 15% объема экспорта этого продукта).
На третьей позиции в перечне стран-покупателей оказался Вьетнам. В эту страну Россия экспортировала на сумму 0,57 млн долларов (12% всего вывезенного на мировой рынок кваса).
В первые шесть стран-потребителей отечественного кваса вошли Германия (9% объема экспорта), Эстония (6%), Азербайджан (6%).
За период, который подвергается анализу, общее число зарубежных партнеров, закупающих этот освежающий напиток, достигло 222 компании. Если не брать во внимание Украину, лидера среди зарубежных потребителей российского кваса, крупным потребителем также стала TH Milk Joint Stock Company (около 1,3 млн литров на сумму 0,57 млн долларов, что составляет 12% экспортируемого объема кваса).
На второй позиции в перечне компаний, закупающих отечественный освежающий напиток, оказалось ООО «Мастер-Торг» из Украины. Этой компании реализована продукция на сумму 0,26 млн долларов в объеме 0,9 млн литров.
И третьей страной в рейтинге потребителей российского кваса стала Firm H&B GmbH (Германия). Из нашей страны экспортировано кваса для этой компании 0,73 млн литров на сумму 0,26 млн долларов (5% всего экспорта напитка).
На четвертой и пятой позиции эксперты отмечают американскую компанию Krasniy Oktyabr Inc и украинскую ООО «Продимпорт».
Если рассматривать структуру активности отечественных производителей безалкогольных напитков на внешнем рынке, нужно выделить следующие регионы:
- Московская область. Лидером в общем объеме реализации стал именно этот регион с показателем 3,23 млн литров на сумму 1,49 млн долларов (что составляет почти треть всего экспорта отечественного кваса);
- Нижний Новгород. Он занимает вторую позицию в тройке лидеров региональных экспортеров этого продукта. За рассматриваемый период экспортировано кваса 2,79 млн литров на 1,1 млн долларов (или 22% всего экспорта российского кваса);
- Самара. Этот регион оказался на третьем месте, так как объем продаж составил 2,2 млн литров на сумму 0,59 млн долларов (12% экспортируемого из России кваса).
В числе прочих регионов, активно взаимодействующих с зарубежными партнерами, стали Бурятия, Брянская область и некоторые другие.
Наиболее активно на мировом рынке проявила себя за 2018 год и первое полугодие 2019 года новгородская компания «Дека», которая специализируется на производстве пива, безалкогольных напитков, в том числе кваса. За это время компанией на внешний рынок было реализовано 2,55 млн литров кваса на сумму 1,01 млн долларов, то есть пятая часть всего объема такого экспорта страны. На внутреннем рынке эта компания также достаточно популярна и известна потребителям под марками «Большой квас», «Степан Тимофеевич», «Никола», «Добрыня Никитич» (таб. 2).
Вторым в первых трех строчках рейтинга российских экспортеров видим московский комбинат «Очаково» с объемом экспорта на международный рынок 2,25 млн литров (0,88 млн долларов). На отечественном рынке этот производитель известен такими популярными наименованиями как «Семейный секрет», «Очаковский», «Квасенок».
Закрывает тройку лидеров-экспортеров самарский завод «Трехсосенский», который реализовал в другие страны мира российский квас в объеме 2,21 млн литров (0,59 млн долларов). Многим отечественным любителям кваса продукция этой фирмы известна как «Домашний бочонок», «Желтая бочка», «Ржаной бочонок».
Из сотни стран-экспортеров кваса в первые пять по объемам продаж вошли также московская компания «Фонтан» и «Брянскпиво».
Таким образом, из статистики продаж отечественного кваса на зарубежный рынок явно видна зависимость спроса на такую продукцию от сезона. Наиболее успешно экспорт ведется в весенне-летние месяцы, в осенне-зимний период объем реализации обычно падает. Следует отметить отрицательную динамику цен на продукт за последние 18 месяцев.
Подводя итоги, можно сказать, что лидирует в перечне стран-покупателей российского кваса Украина. Однако в разрезе компаний первое место в объемах закупок принадлежит вьетнамской TH Milk Joint Stock Company. Наиболее крупным поставщиком кваса на экспорт стала Московская область, при этом лидерство принадлежит компании «Дека».
По материалам сайта Russian Food & Drinks Market Magazine.